среда, 24 марта 2010 г.

Моторизованный дисплей... самодельный

Продолжая неравный бой с необустроенной реальностью в автомобиле, расскажу еще об одной бредовой идее, с покушением на реализацию.
Общая идея - это CarPC, компьютер в машине. Тема уже достаточно изжевана, существует море профильных ресурсов, например, тут. Одним из первых препятствий, с которым сталкивается каждый активист движения, вернее перемещения компьютера в машину, является внедрение монитора...


Тут сложилось два протоптанных пути: первый - покупка моторизованного 1 или 2 - DIN дисплея. Цены, конечно, не особо радуют, да и качество у дешевых моделей страдает, зато инсталляция по сложности - что-то вроде магнитолы. Второй путь - покупка обычного, стационарного дисплея с диагональю от 7-8 дюймов. Тут поле для творчества не ограничено, цена меньше, с качеством можно угадать, если повезет. Заканчивается все тем, что матрица дисплея выкорчевывается с контроллером, затем изготавливается рамка, и все это хозяйство встраивается в консоль авто или на консоль. Трудоемкость на порядок выше. Зато можно сделать чуть удобнее, опрятнее и т.д. А можно просто установить его на штатном кронштейне, прилагающемся в комплекте, и всякий раз, уходя из машины, забирать это добро с собой :))
Ну а теперь про третий путь, по нему не часто ходят, да еще и не все добираются до конца. Третий путь отдает абсурдом на расстоянии, общая идея - изобрести велосипед, или в переводе на контекст - изобрести механизм выдвижения дисплея. Есть примеры отдельных умельцев, например тут, слов нет, просто снимаю шляпу.
Введение получилось длинновато, но теперь перейду к делу. Конечно, все, что будет ниже, особенно вопросы "почему здесь?" и "почему так?" во многом обязаны ответами конкретному авто, а именно ВАЗ-2112, но т.к. все машины похожи, то местами можно обобщить.
1. Место установки
В качестве этого места было выбрано "центральное сопло воздуховода". Почему: максимально высоко, не надо опускать глаза, не мешает обзору... пока все.
2. Механика
Где-то в сети есть отчет или фото, где монитор встроен в это центральное сопло, т.е. само сопло пропало. Не могу сказать, что польза от него вообще есть, поток воздуха у меня обычно направлен либо в стекло либо в ноги, причем "в ноги" зимой означает, что вся панель работает обогревателем, так уж устроена система вентиляции в авто, а летом толку тоже мало - кондиционера нет. Короче, несмотря на то, что потеря "центрального сопла" едва ощутима, решено было так не поступать, плюс безопасность такого решения под вопросом (насколько это привлекательно с точки зрения вандализма). Решено было действовать... встраивать механизм выдвижения монитора в сопло. И овцы целы и вентиляция работает.
Ну и началось... с придумывания собственно механизма. Среда придумывания - AutoCAD. Главная проблема на этом этапе - вписаться в пространство за центральным соплом внутри центральной панели и, как не странно, измерить это пространство, а по-началу казалось, что места там много.
Итак, центральное сопло - не самый простой кусок пластмассы, стоимостью 150 р., что позволяет всячески над ним издеваться.
Все "жалюзи" были вынуты, а так же вся внутренняя часть была вырезана, т.е. осталась только рамка.
В качестве каркаса для механизма, я и использовал эту рамку. Все детали механизма крепятся к ней, а сама рамка уверенно держится за свое посадочное место. Так было задумано. Кроме того, на первом этапе предполагалось оставшуюся внутреннюю часть (дальше - вкладыш) использовать в качестве "прикрытия" - монитор сложен, внешне это максимально похоже на штатное центральное сопло воздуховода.
После долгих расчерчиваний и обсуждений, оставалось два основных варианта.

Вариант первый: "поворотный"
Матрица монитора и вкладыш сидят на одной оси или на двух, но близко расположенных и связаны жесткой тягой. В закрытом состоянии матрица монитора принимает положение близкое к горизонтальному, "вкладыш" на своем месте. В раскрытом состоянии примерно наоборот.
Что плохо: первое - положение вкладыша в раскрытом состоянии, практически перпендикулярно плоскости экрана, это самое небезопасное расположение в случае резкой остановки или, т.т.т., аварийной ситуации. Второе - как оказалось, места для поворота на 90 градусов матрицы экрана в панели нет. Отсюда, второй вариант.

На рисунке можно разглядеть, две позиции матрицы дисплея, в сложенном и раскрытом состояниях. У самой матрицы две точки крепления, одна точка - шарнир (в центре большого круга), к которому цепляется жесткая тяга, которая связывает матрицу и рамку сопла. Вторая точка крепления интереснее, это скользящее соединение, например штырь в пазе или подшипник  по направляющей, траектория движения - прямая линия.
По задумке, привод должен повернуть ось шарнирного соединения, примерно так, как это происходит в автобусных дверях, где двери из двух половинок.
После подбора размеров, отступов и т.д. дело дошло до макета из пластмассы, вот небольшое видео, после которого все должно быть ясно:


Теперь дело было за примеркой обновки в автомобиль...
Результатом примерки был один упрямый факт - места внутри панели для такого механизма мало. По правде говоря, у этого решения есть и другие темные пятна, например, привод, который тоже занимает место, который должен обеспечить необходимое усилие и т.д.
Зато теперь было ясно, разрабатывать эту штуку в Автокаде очень неудобно, любое небольшое изменение - надо перерисовывать большую часть, кроме того, чтобы отследить движение матрицы монитора, задевает она или нет габариты рамки, приходилось рисовать несколько промежуточных положений. Тут наверное сделаем антракт... впереди еще много чего)) Продолжение...

2 комментария:

  1. Здравствуй уважаемый автор.
    У тебя очень интересные работы и фотографии.
    Жаль к ним нет никакого описания.
    Хотелось бы узнать поподробнее и пообщаться с тобой.
    Многие твои задумки перекликаются с моими, было бы интересно продумать варианты вместе.
    Приглашаю тебя на форум двенашководов - http://www.autoclub2112.ru/forum.php.
    Меня ты там сможешь найти по нику poraboloid.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Да, с описаниями пока туго. Очень надеюсь это временно. На форум зайду, пересечёмся.

    ОтветитьУдалить